НОВИНКИ! | ИНФОАРХИВ | О ПРОЕКТЕ, ПРОЦЕССАХ ПОКУПКИ и ДОСТАВКИ |
E-MAIL | INSTAGRAM: @ANTIQUE_SOLDES.RU | TELEGRAM: t.me/soldes_ru | FACEBOOK: SOLDES.RU |
Soldes.Ru
 
КАТАЛОГ > Новости

ПАВЕЛ АКИМОВИЧ ОВЧИННИКОВ


Павел Акимович Овчинников родился 23 июня 1830 года в селе Отрадном, Московской губернии, крепостной князя Д. Волконского
В 1842 году отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову
В 1850 году получил вольную и женился
В 1853 году основал фабрику по производству золотых и серебряных изделий в Москве
В 1865 году получил звание придворного поставщика
В 1871 году основал при фирме специализированную школу по подготовке художников и мастеров–исполнителей ювелирного и серебряного дела
В 1873 году открыл филиал фирмы в Петербурге
С 1876 года - Гласный Московской городской Думы, Член Московской Купеческой управы, Член Московского Биржевого комитета
В 1881 году получил звание поставщика Императорского двора

Потомственный почетный гражданин Москвы, Мануфактур-советник Сыновья - Михаил, Александр, Павел и Николай Умер 7 апреля 1888 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве.

Статья СМОРОДИНОВОЙ Галины Григорьевны, ведущего научного сотрудника Государственного исторического музея, искусствоведа, главного эксперта Министерства культуры РФ.


Судьба П.Овчинникова была обычна и необычна для нового класса промышленников России. Крепостной князя Д.Волконского, обнаружив способности к рисованию, для «систематического развития художественных способностей», был отправлен в Москву в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату А.А.Овчинникову, где прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Незаурядный талант позволил освободиться от крепостной зависимости, П.Овчинников получил вольную, в 1850 г. женился и на 1000 рублей приданого жены завел самостоятельное дело. В 1851 г. он основал собственную мастерскую, затем брат передал ему свои дела и в 1853 г. была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25000 рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей.
Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.
Мастера фирмы прекрасно владели техникой литья, чеканки, резьбы, казалось, что «…резец свободно двигался по металлу... чекан основательно, почти до обмана, давал чувствовать свойство тканей, узорного шитья, нитку позумента... и вся работа приобретала живость и живописность... Художественное чувство явно руководило исполнителем».
С XVIII в. и до сер. XIX в. в эмалевом деле наблюдался некоторый спад, в основном, мастера занимались изготовлением живописных медальонов с портретами и аллегорическими композициями, которые входили в композицию того или иного предмета. Заслуга возрождения эмалевого искусства во вт. пол. XIX - н. XX в. принадлежала П.Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории. Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, достигшая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации.
Работы П. Овчинникова 1870-1890-х г. изумительны по красоте и богатству эмалевых узоров. Импровизации по мотивам древних орнаментов из рукописных книг, изданий «Древностей Государства Российского» и других иллюстрированных исследований украшали оклады евангелий, икон, складни, литургические наборы, посуду, ларцы, бювары и другие.

Статья ГИЛОДО Андрея Акимовича, зав. отделом металла Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, искусствоведа.


Начиная с 40-х годов XIX века в ювелирных художественных изделиях, как и во всем русском, декоративно-прикладном искусстве, происходит динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Поэтому и эволюция ювелирных художественных изделий этого периода шла под знаком формирования национального стиля.
Основные достижения в области формы, декора и технологии были непосредственно связаны с традициями национального русского искусства, культуры и ремесла.
Они привели в последней трети XIX века к оформлению «русского стиля», как самостоятельного явления в ювелирных художественных изделиях России.
Представителями этих направлений стали два крупнейших российских центра по художественной обработке - Петербург и Москва.
В Петербурге придерживались больше западной ориентации. Это объяснялось тем, что там работало немало западноевропейских мастеров-ювелиров. Петербургские мастера добились высокой степени чистоты исполнения и отделки вещей, хотя и не внесли принципиально новых художественно-стилевых решений.
В Москве же более полное и яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, вышедшая из недр «русского стиля».
Одним из основателей национального стиля и национальной школы серебряного дела в русском ювелирном искусстве стал Павел Овчинников.
«Русский стиль» явил не только совершенно новый, оригинальный образ русского художественного серебра, но и способствовал созданию целой системы его производства. Если в XVIII — первой половине XIX века серебряное дело в России было сосредоточено, в основном, в руках отдельных мастеров-ювелиров или в небольших мастерских, которые делали вещи на заказ, то во второй половине XIX - начале XX века появление новых технологий, развитие и расширение промышленного производства, подкрепленные спросом российского покупателя, ориентированного в своих вкусах на вещи, созданные в «русском стиле», способствовали стремительному развитию отечественных ювелирных фирм.
Совместно разрабатывая национальную тематику, ювелирные фирмы формировали единый взгляд на художественные изделия, создавали их зрительный образ, решали общие задачи декоративного оформления. Вместе с тем, каждая из фирм, пользуясь широким перечнем художественных и технических приемов, имела и свои пристрастия, которые делали ее индивидуально узнаваемой среди остальных. Так, фирма Овчинникова специализировалась на изделиях с эмалью; фирма Постникова - на изделиях, выполненных в технике скани; фирма Сазикова прославилась серебряным литьем и мелкой скульптурной пластикой.
Становление национального стиля в русском ювелирном искусстве во второй половине XIX века было процессом долгим и непростым. Окончательное его оформление, как самостоятельного течения, происходит в 70-е - 80-е годы XIX века под влиянием новых демократических тенденций, связанных с развитием русского общества в пореформенный период. В отечественных изделиях демократическое мировоззрение эпохи выразилось в массовом воспроизведении народной тематики и национальных орнаментальных мотивов.
Мелкая пластика в русском художественном серебре второй половины XIX века тоже развивалась в русле «русского стиля». Большую популярность приобрели мелкая пластика, посвященная русской охотничьей тематике. Но, особенно популярной стала крестьянская тема в различных ее интерпретациях: появились композиции и отдельные фигурки, изображающие крестьян пашущих, крестьян отдыхающих, крестьян на празднике и т.д.
Та же народная тема была характерна и для функциональных изделий из серебра. Широкое распространение среди них получили такие предметы, как пепельницы в виде лаптей или крестьянских саней, солонки в форме деревянных солониц и берестяных плетеных туесков, подстаканники в форме деревенских рубленых изб, сахарницы и блюда, имитировавшие берестяное плетение и ткани, стопки и стаканчики в виде деревянных кадушек и т.д.
Особенный интерес в эти годы вызывали изделия из серебра в сочетании с эмалью. Помимо эмали, для украшения серебряных изделий использовали реалистическое изображение сцен из народной жизни, а также видов Москвы, Петербурга, выполненные в виде миниатюр в технике черни. При этом внимание мастеров было сосредоточено не на органичной компоновке изображения с формой и орнаментикой предмета, а на тщательном воспроизведении популярных сюжетов.


Статья ЮДИНА Михаила Олеговича, старшего научного сотрудника Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, искусствоведа.


За последнее десятилетие через крупнейшие аукционные дома Christie’s и Sotheby’s было продано более 180 вещей с клеймами Овчинникова. За это время здесь прошел практически весь ассортимент изделий фирмы.
Начиная от массового производства посудного товара, к примеру – лопаточка для рыбы и заканчивая заказными презентационными вещами: - Триптих Святая Ольга с Богоматерью Знамение и Великомученицей Екатериной, поднесенный жителями Царского Села Николаю II и Александре Федоровне по случаю рождения их первого ребенка Ольги Николаевны. Большинство из появляющихся на рынке изделий можно условно отнести к категории подарочно-бытовых предметов. Это всевозможные подстаканники, портсигары, чайные и столовые сервизы (Подстаканник 1877 г.) (Чайно-кофейный набор 1889 г.). Не смотря на свои внушительные цены эти вещи все же были достаточно рядовыми, а следовательно и распространенными в свое время.
При этом, следует заметить, что как тогда, так и сейчас художественные достоинства изделия повышают его ценность в несколько раз. Наглядным примером может служить чайно-кофейный сервиз из 34 предметов, проданный на Sotheby’s 26 апреля 2006 г. (лот 232) по рекордной цене 1.808.000 USD. Он, как и большинство, прошедших через аукционы вещей Овчинникова украшен эмалевым орнаментом. Именно изделия с эмалью принесли фабриканту заслуженную славу. Мастера фирмы Овчинникова владели всеми известными эмалевыми техниками. Не случайно, именно Овчинникову, как отмечалось в отчете о Всероссийской выставке в Москве 1882 г. принадлежит честь возрождения утраченной во время монгольского нашествия техники перегородчатой эмали. Именно мастера фирмы Овчинникова одними из первых стали изготовлять вещи с применением сложнейшей витражной эмали.
При этом эмаль могла занимать как небольшие площади (круглая коробочка 1886 г.), так и доминировать над металлом (Вазочка для щербета). Примерами работы мастеров Овчинникова с расписной эмалью могут служить табакерка и портсигар начала 1880-х гг. с популярными в то время сюжетами из жизни крестьян «Малой и Белой России».
Отдавая дань и вошедшему в моду стилю «шинуазри» мастера Овчинникова одними из первых стали изготовлять вещи в восточном вкусе, покрывая их эмалевым лаком (Чайный сервиз 1890-91).
Нередко эмаль на изделиях Овчинникова соседствует с другими техниками декорировки. Чаще всего это можно видеть на окладах икон. Интересно сочетание эмали с чернью на кружке 1876 г. Подобные работы часто выполнялись мастерами фирмы в это время. Так на Московской политехнической выставке 1872 года Овчинников экспонировал сервиз, украшенный черневыми медальонами с видами Москвы и эмалевым орнаментом. В рамках искусства историзма были популярны сюжеты, связанные с историей родного города. В серебряном деле чаще всего это встречается в украшениях вещей видами архитектурных памятников, выполненными в технике черни. Наиболее прославилась подобными произведениями фирма Василия и Марии Семеновых. С ними сотрудничали многие фабриканты, в том числе и П.А. Овчинников, заказывая черневые украшения своих изделий. Поэтому нет ничего удивительного в соседстве клейм Семенова и Овчинникова на чайнице 1886 года.


Первоисточник: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТР.




Яндекс цитирования Военно-исторические ресурсы
Military History


2017 Soldes.Ru [zakaz@soldes.ru] Design by Igor V. Filatov I-SSS

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Pоссийской Федерации.