КОНТАКТЫ: E-MAIL | SMS, Viber, WhatsApp: +7-916-665-1917 | ИНФОАРХИВ | О ПРОЕКТЕ, ПРОЦЕССАХ ПОКУПКИ и ДОСТАВКИ | НОВИНКИ!
INSTAGRAM: @ANTIQUE_SOLDES.RU | @STONE_SOLDES | @FILATOV.GALLERY
Soldes.Ru
 
КАТАЛОГ > Новости

ЛЗХС - Ленинградский завод художественного стекла


В 1940 году по инициативе скульптора В.И.Мухиной, химика Н.Н.Качалова и писателя А.Н.Толстого, при Ленинградской (Деминской) зеркальной фабрике, корпуса которой располагались рядом с бывшими корпусами ИСЗ, был организован экспериментальный цех по производству художественного стекла. Перед новым подразделением фабрики поставили задачу создать промышленные образцы советской стеклянной посуды, разработать современные техники варки и декорирования стекла, восстановить забытые технологии. На предприятии работали В.И.Мухина, А.А.Успенский, Н.А.Тырса, кадровые специалисты зеркальной фабрики. В предвоенное время А.А.Успенским были созданы кувшины, интересная по силуэту, лаконичная, но цельная в художественном решении ваза «Бегуны» (1940–1941 гг.), салатник с использованием двухслойного стекла бледно – розового цвета, декоративная чаша с характерными плавными линиями, демонстрирующая естественный процесс выдувания стекла. Хрестоматийными стали графин для воды Н.А.Тырсы (1940–1941 гг.), произведения художественного руководителя ЛЗХС с 1940 по 1953 гг. В.И.Мухиной - ваза для цветов «Репка», «Лотос».

В конце 1941 года производство утилитарно–бытовой продукции было остановлено. Не ушедшие на фронт мастера варили стекло для военных нужд и медицинской промышленности. В годы блокады в Ленинграде погибли Н.А.Тырса и А.А.Успенский.

В первые послевоенные годы предприятие не работало. Благодаря усилиям В.И.Мухиной и Н.Н.Качалова в начале 1948 года была восстановлена работа научно-исследовательской лаборатории художественного стекла с экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики, а в 1949 году зеркальная фабрика была реорганизована в завод художественного стекла (Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды), который должен был стать координирующим экспериментальным и производственным центром для разработки образцов массовой продукции, архитектурных деталей из стекла различного применения, уникальных выставочных произведений, демонстрирующих органичное сочетание утилитарного назначения с красивой формой.

В 1950–1960–е гг. ЛЗХС стал основным центром художественного стеклоделия в СССР, завод располагал крупнейшими в отрасли научно-исследовательской технологической и художественной лабораториями, музеем с богатой коллекцией стекла. Необходимо сказать несколько слов о работе специалистов научно-исследовательской лаборатории завода. Здесь А.Н.Даувальтер, исследовавший процесс варки цветных стекол, к 1949 году разработал палитру цветов, тонов и оттенков, насчитывающую более чем 800 видов. 80 из них вошли в составленный на производстве альбом нормалей варки стекла. Изучая результаты окрашивания прозрачного стекла соединениями урана, церия, титана, никеля, хрома и меди, А.Н.Даувальтер усовершенствовал технологический процесс варки золотого и селеновых рубинов, последние опыты были проведены совместно с В.Ф.Люлюкиной. Именно благодаря ей была разработана производственная технология получения авантюринового стекла с равномерным распределением в массе кристалликов меди. В.Ф.Люлюкина, Б.А.Ерёмин и Е.И.Алексеева-Батанова восстановили технологию декорирования изделий из стекла «венецианской нитью». Инженер М.М.Скорняков, работая с окислами титана, олова, бария и других металлов, разработал технологию ирризирующих пленочных покрытий. В конце 1940–х гг. инженер К.Г.Фёдоров под руководством Н.Н.Качалова возобновил прерванные войной работы по созданию стеклянной моллированной скульптуры. Наибольших успехов в этом направлении добилась А.Э.Сылова, произведения которой демонстрировались на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. К.Г.Фёдорову удалось отлить в стекле «Девушку с коромыслом» из Гурьевского фарфорового сервиза и скульптуру В.И.Мухиной «Артист Корень в роли Меркуцио»; в 1949 г. в стекле был исполнена скульптура В.И.Мухиной «Торс». В 1952 году инженерами Е.А.Ивановой и А.А.Кирьёненым было изобретено сульфидно-цинковое стекло, которое благодаря богатым декоративным свойствам было широко освоено стекольными заводами СССР и других стран. В 1950–е гг. на ЛЗХС выпускались изделия из бесцветного, цветного двухслойного и трехслойного стекла, «малахитового» и черного, с алмазной гранью и глубоким травлением, с рисунками, выполненными методом фотопечати и фототравления, с росписью керамическими красками и золотом, с медной протравой и венецианскими нитями, с цветными полосами и мраморовидными расчесами. Художники завода, работавшие в конце 1940–1950–х гг., – Э.М.Криммер, Б.А.Еремин, Б.А.Смирнов, Е.И.Алексеева–Батанова, Е.В.Яновская, Л.О.Юрген, Л.Д.Смирнова, Х.М.Пыльд, Ю.А.Мунтян отказались от характерного для советского стеклоделия 1920–1930–х гг. механического соединения формы, разработанной в конце XIX – начале XX вв. с актуальным «социалистическим» рисунком. С конца 1940–х гг. традицией ЛЗХС стало тесное творческое содружество при создании художественных произведений художников и технологов, мастеров – стеклодувов, алмазчиков, шлифовальщиков, граверов. Выполнение в материале многих работ профессиональных художников, создавших эскизы сервизов, ваз и наборов, было бы невозможно без участия М.С.Вертузаева, Б.А.Еремина, П.А.Порохова, И.И.Вишневского, И.Н.Степанова, П.И.Зинченко, А.Н.Соловьева, М.А.Кудрявцева, А.Д.Васильева, И.К.Матвеева.

В 1960–е гг. много внимания уделяется работе над созданием разнообразия форм и колорита изделий бытового назначения, изготовленных из бесцветного и цветного хрусталя. Появляются предметы как насыщенного золотисто–желтого, изумрудно–зеленого, фиолетового, ярко–розового цвета, так и изделия, поражающие воображение многообразием оттенков и тональных переходов, не только круглые в плане, но и овальные, прямоугольные, с ассиметрично вырезанными краями. В отличие от 1950–х гг. декор большинства произведений довольно лаконичен. Используется техника широкой грани, гравировка, алмазная грань. В 1967 году завод переведен на изготовление изделий и сувениров исключительно из хрусталя. В 1960–е гг. на ЛЗХС продолжали работать как «старые» мастера, так и только что закончившие ЛВХПУ А.А.Аствацатурьян, Ю.М.Бяков, А.М.Остроумов.

С 1952 года уникальные работы художников и серийная продукция завода неоднократно экспонировались и удостаивались высоких наград на различных всесоюзных и международных выставках и ярмарках. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе изделия, выполненные на ЛЗХС, были отмечены дипломом Почета, именно они составляли основу экспозиции советского художественного стекла на этой престижной международной ярмарке. В 1950–60–е гг. ежегодно изделия завода демонстрировались на ВДНХ СССР. В 1960 году завод был награжден дипломом I степени, в 1961 – дипломом Почета. Многие мастера ЛЗХС получили государственные премии, награды и знаки отличия.

Более полувека ЛЗХС был одним из ведущих центров отечественного стеклоделия (координатором «ленинградской школы»), на заводе создавались качественная бытовая посуда, авторские работы, призванные не только продемонстрировать уровень владения способами обработки и декорирования стекла, но и показать произведение искусства своего времени, изящную или наоборот, монументальную, вещь, отвечающую современным представлениям о прекрасном. В январе 1997 года завод был закрыт.

Первоисточник: ЛЗХС




Яндекс цитирования Военно-исторические ресурсы
Military History


2003-2016 Soldes.Ru [zakaz@soldes.ru] Design by Igor V. Filatov I-SSS

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Pоссийской Федерации.