Бегущая строка текста в HTML Новые поступления на сайте были 22 марта 2023 года
НОВИНКИ! | ИНФОАРХИВ | КАК КУПИТЬ ЛОТ | E-MAIL |
Soldes.Ru
 
КАТАЛОГ > Новости

Фабрика князя Друцкого-Любецкого в Цмелеве.


Информация из книги "Фафор и фаянс Российской империи" А.В. Селиванов, 1903 года, орфография сохранена.

Находится близъ местечка Цмелева, Опатовского уезда. Основана была первоначально Войтосом, владельцем фермы, находящейся близъ местечка Цмелева, около 1790 года. В окрестностях Цмелева занимались выделкой горшков с давних пор: в XVIII в. изделия цмелевских горшечников вывозились даже за границу. Войтос собрал горшечников и превратил свою ферму в фабрику для выделки разного рода глиняных и фаянсовых изделий. В 1810 году фабрику эту приобрел канцлер Яцек Малаховский, владелец Цмелева, а в 1842 г. она вместе с имением перешла во владение к Князю Ксаверию Друцкому-Любецкому, деду настоящего владельца. С 1870 по 1887 г. цмелевская фабрика находилась во владении варшавского фабриканта Казимира Цыбульского, стараниями которого фабрика была значительно улучшена. По смерти Цыбульского, в 1884 году фабрикой управляли два его сына: Станислав и Владислав. Затем с 1887 года она перешла в руки Князя Александра Александровича Друцкого-Любецкого, в управлении которого находится и до сего времени.

Фаянс выделывался с основания фабрики, т. е. с 1790 г. по 1882 год. Эпоха процветания фаянсовых изделий считается с 1859 по 1869 год, во время директорства Гавриила Beйcca, оказавшего большое влияние на развитие керамического производства в Царстве-Польском. Сам Вейсс происходил из Aвстрии, обучался керамике в Севре, основал фабрику в Денкове; его ученики основали керамич. заводы или управляли ими в Громадзицах, Любартове, Едльне, Сташове, Влоцлавке, Koле. Когда цмелевская фабрика перешла к Цыбульскому, Вейсс переехал в Барановку. Впрочем фаянсовые изделия никогда не отличались особенной изысканностью, они славились лишь прочностью и дешевизной, хотя живопись была недурна. Фаянсовых печей было 4. С 1850 по 1869 г. вырабатывалась хорошая каменная посуда, с землистой глазурью, настолько совершенная, что она обратила на себя вниманиe на многих выставках, и удостоилась награждения в Париже и Филадельфии золотыми медалями. Выделка фарфора началась с 1842 г. Фарфоровые изделия, как по форме и выполнению, так и по прозрачности, оставляли желать многого, хотя в 1870 г. на петербургской выставке получили похвальный отзыв. Только в последние годы изделия настолько усовершенствовались в отношении техники и художественности исполнения, что на международной керамической выставке в Петербурге в 1901 году получили высшую награду. По сведениям за 1880 г. оборот фабрики составлял 10 тысяч рублей, при 52 рабочих, но в 1884 г. оборот достиг 50 тыс. рубл., при 130 человек рабочих. Размер производства в настоящее время, к сожалению, не известен.

Марки на фаянсе в первой половине XIX столетия ставились в виде начальных букв „Сm.", но с 1852 года оттискивалась печатными буквами надпись: „Cmielow". На фарфоре в первые годы его фабрикации ставились марки в виде иницалов „F. Р. С", иногда с короной.*
Потом делалась полная надпись: „Cmielow" в фигурной рамке, истыканной точками, или в орнаментe из якорей.
С 1887 по 1900 год марка имеет вид креста с надписью внизу: „Cmielow" печатными буквами.* Наконец, с 1900 г. и до настояшаго времени (прим.: т.е. до 1903г.) ставится новая марка также в виде креста, но с короной и с буквами D. и L. по сторонам, а также с надписью названия фабрики.

Сырьё для производства фарфора выписывалось из Франции, из окрестностей г. Лимож. В конце XIX в. В Цмелюв прибывают инструкторы из Франции. Они осуществляют технологическое и художественное руководство, вводят рациональное обучение рабочих в виде 3-летних художественных курсов, на которых обучается местная молодёжь, охотно поступающая на завод. В то время завод имел свои магазины в Варшаве, Лодзи, Москве и Киеве. Цмелювский фарфор успешно выдерживал сильную конкуренцию, не уступая европейским стандартам.
На выставке в Петербурге цмелювские изделия получили Гран-При и завод получил множество заказов из России.
Заводской рекламный бюллетень 1902 г. предлагал покупателям большой выбор столовых сервизов, украшенных во французском вкусе, чайные и кофейные гарнитуры, а также всевозможные виды белых электротехнических и аптечных изделий, белые и майоликовые печные и каминные изразцы. В то время завод, следуя общей тенденции, обозначившейся в европейской керамической промышленности, стал применять, кроме ручной росписи, также декалькоманию. Кальки выписывались из Франции, Германии и Чехии.
В первой декаде ХХ в. Продолжался процесс модернизации завода и технологии производства. Была построена туннельная печь, в то время самая современная в Европе, механизированы другие производственные процессы. Формовочные круги приводились в движение с помощью электричества, ибо к тому времени завод был полностью электрифицирован.

Бурное развитие завода было прервано началом первой мировой войны. Князь Друцкий-Любецкий не был заинтересован восстановлением разоренного в годы войны завода и в 1920 г. объявил о его продаже. По договору о купле –продаже, заключенном между прежним владельцем и Акционерным обществом Польского промышленного банка, действовавшего в г.Львове, завод, оцененный в 8 миллионов марок, стал собственностью общества и уже 7 июня 1920 г. возобновил производство, получив название Завод фарфора и керамических изделий «Цмелюв» - Акционерная компания.

Первоисточник: antik-forum.ru




Яндекс цитирования
2003 - 2023 Soldes.Ru [zakaz@soldes.ru] Design by Igor V. Filatov I-SSS

Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой,
определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Pоссийской Федерации.